НА ГЛАВНУЮ

 

«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ

 

Глава 14-2 

 

«В защиту Глушко, или снова про F-1»

 

(продолжение)

 

 

 

 

Критерий Велюрова

 

 

Введем следующее характерное число: 

 

X  =

pкс Sкс

ΔE

f(ξпер)

 
Cкс

 

Здесь pкс , Sкс , Cкс - давление, площадь камеры и скорость звука в  камере сгорани ЖРД.

Кроме того, ΔE = Eo τпр = Cpо ∙ Tкc τпр  или ΔE = [ γ /(γ - 1) ] Rμ ∙ Tкc  τпр   

Где Rμ = R / M - приведенная газовая постоянная; γ - показатель адиабаты; Cp - теплоемкость.

Здесь мы учли закон сохранения энергии по форме через параметры торможения газа: Eо = Cpо ∙ Tо = Cp1 ∙ T1 + W2/2

С приемлемой точностью можно сказать, что температура торможения Tо Tкc

Далее,  f (ξпер) - функция, определяющая вклад перекисных радикалов в усиление неустойчивостей горения (см. волны детонации, «перекисный взрыв» и т.д.)

Предлагается простая зависимость, которая моделирует лавинообразное нарастание процесса (характерное для взрыва) при превышении некоторой начальной концентрации ξо:

 

f (ξкс) = Aо exp (  ξкс / ξо )   где Aо - константа

 

В основном, в камере сгорания обычно присутствует в мизерных количествах радикал HO2 ну и сама перекись водорода H2O2

Для тех, кто интересуется, примерная таблица массовых концентраций двух вышеуказанных перекисей при разных давлениях и массовых соотношениях топлива Км:

 

RP-1+O2   HO2   массовая доля × 10-7
           
P, Мпа 4,0 4,8 5,9 8,0 15,0 25,0
Км            
2,00 62 62 61 60 55 50
2,35 555 577 602 636 696 731
2,40 673 703 736 785 877 937
2,50 932 981 1037 1122 1295 1428
2,63 1299 1377 1470 1612 1925 2189
2,70 1503 1599 1712 1889 2287 2636
           
           
RP-1+O2   H2O2   массовая доля × 10-7
           
P, Мпа 4,0 4,8 5,9 8,0 15,0 25,0
Км            
2,00 19 20 22 24 28 32
2,35 93 102 114 132 179 224
2,40 106 117 131 153 210 267
2,50 133 147 166 196 275 357
2,63 166 185 209 251 360 477
2,70 182 204 231 278 403 540

 

 

Учтем зависимость τпр = a / p n  а также скорость звука Cγ ∙ T  тогда критерий более удобно будет переписать по форме:

 

 

X  =

pкс Sкс

a

γ  ∙ Rμ Tкс Aо exp (  ξкс / ξо )  
Cкс pкс n γ - 1

 

Или упростив:

 

 

X  =

a Sкс

Cкс  ∙ Aо exp (  ξкс / ξо )  
pкс n-1 γ - 1

 

Нас даже будут интересовать не абсолютные значения характерных числе Х, а относительное число Х - относительно некоторого индикативного уровня, например числа Х107 для двигателя РД-107. Начальную концентрацию ξо также будем отсчитывать от уровня РД-107, т.е f107 = Aо exp (  ξ107 / ξо ) = 1  тогда Aо= 1/2,71828 ≈ 0,36788

В относительном виде, опустив константы, критерий примет вид:

 

 

 

X  ~

Sкс

  p107   

n-1

(γ - 1)107

 Cкс exp (  ξкс / ξ107 )  
S107 pкс (γ - 1)кс C107

 

Составим таблицу (массовая доля перекисей × 10-7):

 

  Dкс, м Р, Мпа Км_кам ξHO2 ξ H2O2 Sкс М, г/моль T, К n C, м/с Х
РД-107 0,43 5,85 2,5 1001 161 0,145 23,100 3500 1,2 1217 1,0
11Д511ПФ 0,43 5,40 2,5 1759 204 0,145 23,700 3650 1,2 1225 2,0
РД-111 0,43 7,85 2,55 1258 211 0,145 23,400 3550 1,2 1219 1,2
РД-105 0,60 5,90 2,7 1671 228 0,283 23,800 3650 1,2 1203 3,6
РД-170 0,38 24,50 2,63 2178 471 0,113 24,000 3800 1,3 1236 1,6
РД-253 0,43 14,70 2,67 1081 238 0,145 24,000 3400 1,3 1180 0,6
НК-33 0,43 14,80 2,62 1868 350 0,145 23,800 3650 1,3 1227 1,6
H-1 0,52 4,84 2,35 578 103 0,214 22,600 3500 1,2 1226 1,0
F-1* 1,15 7,00 2,46 951 167 1,038 23,000 3500 1,2 1225 6,7

 

Здесь даны истинные  Км в камере сгорания без учета расхода через турбонасосный агрегат.

В частности, параметр для ЖРД F-1 получен на основании данных[12], с учетом того, что средний Км расхода через двигатель (в полетах Аполлон-11 и позднее) был не менее 2,32:1; кроме того известно, что через ТНА шел расход 3% при соотношении 0,42:1. Таким образом остальные 97% топлива подавались в камеру при соотношении 2,46:1.

Для Н-1 дан Км в таблице, показанной несколько выше. Для РД-107 показан Км расхода в главной камере и т.д.

Диаметр камеры F-1 ≈1150мм ориентировочный, исходя из визуальных оценок, учитывая, что американские камеры имели коэффициент сужения дозвуковой части около 1,5.

Температуры горения даны примерно, по результатам численного расчета с учетом потерь теплоты в камере (неполнота сгорания).

 

Немного проанализируем таблицу. РД-107 принят за единицу. РД-105 - это красный уровень, это то, что не получилось.

Как видим, Н-1 по степени риска ВЧ-колебаний и развития детонации примерно соответствует РД-107.

Самый мощный советский ЖРД РД-170 выдается вперед, но границу зоны устойчивости очерчивает 11Д511ПФ - вариант РД-117 на «синтине» для ракеты «Союз-У2».

Общеизвестно, что с ним изрядно намучались[1] из-за малого запаса устойчивости к нарушениям при изготовлении двухкомпонентных центробежных форсунок. По этой причине из серии камер производился тщательный отбор тех, у которых характеристики смесительной головки находились в заданном диапазоне. При этом отбор начинался на стадии изготовления отдельных форсунок и сборки смесительных головок. Камеры с выбранными таким образом смесительными головками использовались в составе двигателя 11Д511ПФ (РД-117ПФ).

К 1996 году выпуск двигателей для ракеты «Союз-У2» на Заводе имени М.В.Фрунзе в Самаре значительно сократился, что сделало невозможным отбор двигателей, способных работать на синтетическом горючем. Для продолжения эксплуатации ракеты «Союз-У2» необходимо было либо повысить уровень технологии изготовления, либо провести дополнительные исследования для выяснения природы ВЧ-колебаний и внести соответствующие изменения в конструкцию смесительной головки[1].

Могу высказать гипотезу, что все дело в том, что синтин имеет существенно меньше атомов водорода на один атом кислорода (формула C10H16) тогда как формула керосина Т-1 примерно C1H1,956 Поэтому, при горении синтина количество перекисей в камере существенно (почти в два раза) больше, чем при горении классического Т-1.

Интересно, что взятый для примера гептиловый РД-253 имеет прекрасные показатели по критерию: все потому, что при гораздо больших степенях окислителя количество перекисей будет гораздо меньше аналогичных реакций горения керосина и кислорода.

Таким образом, хотите построить устойчивый мощный двигатель - берите гептил и азотный тетроксид, не прогадаете. Не зря их так любил Глушко...

Ну, и напоследок: F-1 почти вдвое превышает красный уровень, установленный РД-105. Комментарии, как говорится, излишни...

 

Предвижу расспросы относительно РД-270. О нем известно не так много, в частности:

 

Технические параметры двигателя РД-270 [14]

Параметр Значение Единицы
Тяга
у Земли 6272 кН
в пустоте 6713 кН
Пределы дросселирования тяги 105-95 %
Угол отклонения двигателя в карданном подвесе
по проекту Р-56 (в одной плоскости) ±12 °
по проекту УР-700 (в одной плоскости) ±8 °
Удельный импульс тяги
у Земли 301 с
в пустоте 322 с
Давление в камере сгорания 26.1 МПа
Коэффициент соотношение компонентов 2.67 m(ок)/m(г)
Регулирование соотношения компонентов ±7 %
Масса двигателя
сухого 3370 кг
залитого 5440 кг
Габариты
высота 4850 мм
диаметр 3300 мм

 

 

Простейший анализ на программах численного расчета параметров ЖРД дает значение коэффициента тяги около 1,836

Тогда площадь критического сечения примерно 0,14м2 или диаметр критического сечения 422мм (почти как у Н-1)

Визуальный анализ показывает, что ширина камеры в районе форсуночной головки в полтора раза больше (аналогично у РД-253).

Т.е., камера РД-270 ориентировочно диаметром 630мм ± 5% (если читатели меня поправят и укажут истинный диаметр - буду признателен).

Дополним таблицу новой строкой для РД-270 согласно критерия:

 

  Dкс, м Р, Мпа Км_кам ξHO2 ξ H2O2 Sкс М, г/моль T, К n C, м/с Х
РД-107 0,43 5,85 2,5 1001 161 0,145 23,100 3500 1,2 1217 1,0
11Д511ПФ 0,43 5,40 2,5 1759 204 0,145 23,700 3650 1,2 1225 2,0
РД-111 0,43 7,85 2,55 1258 211 0,145 23,400 3550 1,2 1219 1,2
РД-105 0,60 5,90 2,7 1671 228 0,283 23,800 3650 1,2 1203 3,6
РД-170 0,38 24,50 2,63 2178 471 0,113 24,000 3800 1,3 1236 1,6
РД-253 0,43 14,70 2,67 1081 238 0,145 24,000 3400 1,3 1180 0,6
НК-33 0,43 14,80 2,62 1868 350 0,145 23,800 3650 1,3 1227 1,6
H-1 0,52 4,84 2,35 578 103 0,214 22,600 3500 1,2 1226 1,0
F-1* 1,15 7,00 2,46 951 167 1,038 23,000 3500 1,2 1225 6,7
РД-270 0,63 26,10 2,67 1214 319 0,312 24,100 3500 1,3 1188 1,4

 

 

Таким образом, РД-270 по критерию лежит не выше РД-170 или примерно ему соответствует.

Вариация показателей степеней в диапазоне n = 1,1÷1,3 дает качественно те же результаты.

 

 

Спасение «рядового» F-1

 

Попробуем, тем не менее, спасти безнадежное дело F-1 и прикинуть: какие параметры следует изменить, чтобы по критерию опуститься хотя бы до уровня 11Д511ПФ.

Самое простое решение - уменьшить диаметр камеры хотя бы до 600мм, тогда индекс риска по критерию будет 1,8 т.е. как у РД-170. Однако при этом, беря во внимание пропорциональное уменьшение площади критического сечения  более чем на 70% - тяга такого двигателя будет в районе ≈187тс у земли и около ≈215тс в вакууме. Совсем плохо...

 

Пойдем другим путем. Максимально уменьшив температуру в камере до 2570К (молярная ~17,9г/моль) мы «убьем» все перекиси в камере, тогда:

 

fо= Aо exp ( 0 ) ≈ 0,36788  что будет в е 2,71828 раз меньше, чем у РД-107.

То есть, по критерию, для модифицированного F-1 с учетом небольшого роста показателя адиабаты γ относительное число X  ≈ 2,3

Как говорится - почти. Но не тут-то было...

Дело вот в чем: когда мы использовали зависимость Крокко τпр = a / p n  то подразумевали, что подавляющее большинство кислородно-керосиновых ЖРД работает в узком диапазоне показателей полноты окислителя α 0,69...0,77. В данном диапазоне влияние соотношения компонентов на время преобразования Крокко незначительно.

Более того, можно с допустимой точностью утверждать, что в более широком диапазоне α 0,7...1,0 влияние показателя полноты окислителя имеет незначительный характер, не превышает 10÷20 процентов.

Однако в нашем случае мы уменьшали температуру на тысячу градусов в камере путем уменьшения степени окислителя до минимально допустимой α 0,45 (ниже нежелательно, так как при меньшей степени окислителя начнет выпадать твердая фаза - сажа) т.е. существенно отошли от стеохимического соотношения компонентов α = 1

В источнике[16] приведен следующий график зависимости τпр = f(α)

 

 

 

По характеру графика очевидно, что на участке α < 1 зависимость τпр = f(α) ~ 1/αν

В работе[17] со ссылкой на американские источники предлагается использовать показатель степени ν ≈ 0,57 хотя согласно[10] кинетика реакции горения керосина имеет первый порядок по окислителю, т.е. показатель степени порядка ν ≈ 1,0

 

Так вот, исходя из более оптимистичных оценок (ν ≈ 0,57) в нашем низкотемпературном модифицированном ЖРД F-1 (α 0,45) относительно стандартного F-1 (α 0,72) время преобразования будет выше на коэффициент k ≈ (0,72/0,45)0,57 ≈ 1,3 раза.

 

То есть, на самом деле для такого F-1 характерное число X  ≈ 2,3 ∙ k ≈ 3,0 что в полтора раза больше края устойчивости, достигнутого в случае 11Д511ПФ.

 

Поскольку термодинамические возможности уменьшения характерного числа X уже исчерпаны, то дальнейшее снижение возможно путем прямого уменьшения площади камеры сгорания. При этом нужно понимать, что уменьшение к примеру в полтора раза площади сечения камеры пропорционально уменьшит площадь критического сечения, а оттуда пропорционально - абсолютную тягу двигателя по приведенной в начале статьи формуле F = pк Sкr Ks

 

Это означает конкретно для F-1 необходимость уменьшения диаметра камеры до примерно ≈ 940мм (визуально не слишком заметно), тяга упадет в полтора раза до ≈460тс у земли (было ≈689тс) и до ≈530тс в вакууме (было ≈790тс)

 

Для менее оптимистичных оценок (ν ≈ 1,0) соответственно k ≈1,6 или X ≈ 2,3 ∙ k ≈ 3,68 т.е. площадь камеры и все параметры тяги надо уменьшать в 1,84 раза - до примерно ≈ 850мм, тяга упадет в полтора раза до ≈375тс у земли и до ≈430тс в вакууме.

 

Здесь я скромно умолчал о том, что из-за плохого смесеобразования (α 0,45) удельный импульс такого модифицированного F-1 будет не стандартные 265сек/304сек, а более чем на 10% хуже - менее 233сек/271сек приведенных в главе №13-2 для похожего низкотемпературного варианта F-1.

 

Однако я широким жестом подарю американцам эти жалкие 10% памятуя о том, что граница, проведенная мною по казусу 11Д511ПФ, не является строгой, а примерной, возможно, что ее можно немного (на 10%) превысить для компенсации худшей удельной тяги...

Таким образом, в более оптимистичном варианте, ракета «Saturn-V» могла иметь тягу на старте около ≈2300тс, стартовую массу примерно ≈1930т (тяговооруженность ≈1,19), что согласно типового расчета по методу характеристических скоростей позволит отправить к Луне груз не более ≈ 27 тонн.

 

Первая ступень   Вторая ступень   Третья ступень      
                         
МТ1 1118,2   МТ2 438,3   МТ3 29,3   МТ4 71,9   Σ Мпн 29,0
МК1 174,2   МК2 46,6   *МК3 1,4   МК4 16,4   Корабль 27,0
УИ1 2982   УИ2 4168   УИ3 4227   УИ4 4227   проч. 2,0
                           
Мнач 1925,3   Мнач 632,9   Мнач 148,0   Мнач 117,3   ΔVземл 390,0
Мконеч 807,1   Мконеч 194,6   Мконеч 118,7   Мконеч 45,4   ΔVпотерь -2000,0
                           
ΔV1 2592,7   ΔV2 4916,3   ΔV3 932,9   ΔV4 4015,2   ΔVхар 12457,1
                        Vотлет 10847,1
εМ0 66,9%   M0 норм 2904,7   M0 x 1925,3   t1 норм 160,0      
(1-δ)УИ1 100,0%   F0 норм 3445,0   F0 x 2296,7   t1 х 128,6      
ζdM1 66,9%   dM1норм 13,0   dM1 х 8,7   nx 1,19      
                         
          * - дренаж водорода + потери выхода ЖРД J-2 на полную тягу + расход топлива малых ЖРД на коррекцию орбиты
         

 

Как видим, оценки полезной нагрузки, данные в предыдущей главе №13 (чуть боле 30 тонн) одного порядка с выводами этой главы - чуть менее 30 тонн.

Как ни крути, а положенные 43÷45 тонн никак не вытанцовываются.

И напоследок: приведенный выше критерий является эмпирическим оценочным расчетом. Все желающие приглашаются к поиску в истории космонавтики образцов ЖРД, которые своим примером опровергли бы мой критерий, существенно превысили значение для двигателя 11Д511ПФ.

Конечно, приведенная выше гипотеза меркнет в сравнении с открытием бозона Хиггса, однако, если она не будет мотивированно опровергнута - это будет означать большой вопросительный знак на всей американской версии пилотируемых полетов на Луну.

Резюмируя сказанное, напрашивается простой вывод: погоня за сверхвысокими давлениями в камере сгорания не блажь, приписываемая Глушко, а суровая необходимость. Без этого невозможно было бы создать такие предельные агрегаты, как РД-170. А для таких «монстров», как РД-270 - просто без вариантов.

Поэтому снимаю перед ним шляпу - он не только знал как, но и умел доводить свои проекты до позитивного результата.

 

(смотреть начало статьи)

 

Аркадий Велюров

 

[1] Предыстория создания ЖРД РД-107/108

[2] ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификации

[3] сайт http://www.astronautix.com (англ.)

[4] ЖРД РД-170/171 http://lpre.de/energomash/RD-170/index.htm

[5] ЖРД РД-253/275 http://lpre.de/energomash/RD-253/index.htm

[6] ЖРД НК-33/43 http://lpre.de/sntk/NK-33/index.htm

[7] Skylab Saturn 1B flight manual

[8] Теория ракетных двигателей (под редакцией В.П. Глушко), 1980

[9] «Основы теории и расчета ЖРД», том.1, под ред. проф. В.М. Кудрявцева, 1993г.

[10] «Физика горения газов», Е.С. Щетинков, 1965г.

[11] «Горение в жидкостных ракетных двигателях», Ю. Шаулов, М. Лернер, изд-во Оборонгиз, 1961г.

[12] Launch Vehicle Propellant Usage

[13] «К истории разработки ЖРД РД-270», Чтения памяти Циолковского, Калуга, 2001г.

[14] ЖРД РД-270 (8Д240)

[15] «Вибрационное горение», Б.В. Раушенбах, 1961г.

[16] «Неустойчивость горение», М.С. Натанзон, 1986г

[17] «Воспламенение и горение предварительно перемешанного пара керосина в воздухе», А.В. Федоров, Д.А. Тропин

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

 

Hosted by uCoz