«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ
Глава 3
«Лохотрон»
И
так, дорогие читатели, в прошлой части мы с
Вами узнали о том, как не хорошо воровать
водород у американского народа. Некоторые
мои критики утверждают, что указанную
недостачу, оказывается, покрывает чугунная
болванка, прикрученная в качестве балласта
к кораблю Аполлон-8. Такое техническое
решение потрясает своей простотой и изяществом, ибо ничто не может быть так
изящно, как цельный кусок металла. Если Вам
когда-нибудь надо будет отгрузить чугун, но
не в Воронеж, а скажем на Луну, можете себя
не утруждать поисками подходящего
экспедитора – всем известно, что лучший
поставщик чугуна на Луну – это фирма НАСА.
Реквизиты станции-получателя отправляйте
по факсу в Хьюстон.
На
самом деле, мои придирки к полету корабля
Аполлон-8 носили, в сущности, мелочный
характер. Какая, в сущности, разница: было ли
украдено 22 тонн топлива, а может только 15
или вовсе 7. В конце концов, на любой
нефтебазе Вам расскажут, как украсть бензин
цистернами, а по сему американские шалости
с бухгалтерией и статистикой выглядят
вполне невинно. Все свои изыскания я
проделал с единственной целью: показать
насколько наш «подследственный» глупо врет
и путается в деталях.
Наглядный
пример – при одинаковом импульсе, выданном
двигателем третей ступени в сумме двух
включений, в первом случае Аполлон–4
увеличил апогей орбиты всего лишь до 17400 км,
а во втором случае Аполлон-8 совершил облет
Луны с теми же данными.
Любознательный читатель без труда поймет, что разница приращения скорости в этих
маневрах полтора раза:
~2000м/с и
~3000м/с.
Состав ракеты Сатурн-V |
||
(первая) ступень S-1C | (вторая) ступень S-II | (третья) ступень S-IVB |
В
следственных делах есть классическая фраза:
в показаниях «подследственного»
наметились противоречия, поэтому назначаем
очную ставку. Далее мы сделаем виртуальную
очную ставку между двумя хорошо описанными,
а потому хорошо документированными
событиями – запуск корабля Аполлон–12 на
Луну и вывод на орбиту ИСЗ космической
станции «Скайлеб».
Ракетно-космическая
система «Сатурн-5-Аполлон»:
а) структура системы в целом, б) компоновка корабля «Аполлон». S-IC - первая ступень, S-II - вторая ступень, S-IVB - третья ступень; 1 - бак горючего первой ступени, 2 - бак окислителя первой ступени, 3 - переходник между первой и второй ступенями, 4 - бак окислителя второй ступени, 5 - бак горючего, 6 - переходник между второй и третьей ступенями, 7 - бак окислителя третьей ступени, 8 - бак горючего третьей ступени, 9 - приборный отсек IU, 10 - лунный отсек, 11 - переходник LMA, 12 - служебный отсек, 13 - командный отсек, 14 - система аварийного спасения (САС), 15 - маршевый двигатель служебного отсека, 16 - блоки двигателей системы ориентации и стабилизации, 17 - теплозащитный экран, 18 - ферма САС, 19 - основной РДТТ САС, 20 - РДТТ для отбрасывания САС, 21 - вспомогательный РДТТ, 22 - аэродинамические рули САС. |
Для
понимания всего дальнейшего, нам
понадобится следующий математический
аппарат.
Во-первых, формула Циолковского:
ΔV=Iуд×Ln(Z);
где V –
характеристическая скорость, I – удельный
импульс двигателя, Z – отношение масс
вначале и в конце работы двигателя.
Во
вторых, согласно методу
характеристических скоростей для
определения конечной скорости активного
участка выведения существует следующее
уравнение:
Vк=∑(Vxi)
–Vпотерь+Vземля=∑(Ii*Ln(Zi)) –Vпотерь+Vземля;
Смысл
этого равенства звучит так: конечная
скорость Vк
активного участка полета ракеты
равна сумме характеристических скоростей
всех ступеней минус константа (суммарный
интеграл потерь скорости) + прибавка за счет
вращения Земли. Интеграл потерь скорости на всем
отрезке от 0 до Т есть некое конкретное
число, грубо говоря, постоянное для данного
типа ракеты.
Этот вывод мы можем получить следующим образом. Для скоростной системы координат запишем дифференциальное уравнение -
m(dV/dt)=P*cosα
– mg*sinβ – X
dV=[(P/m)*cosα
– g*sinβ – X/m]dt
здесь
Р – тяга ЖРД
Х – сопротивление воздуха
α – угол между вектором тяги Р и вектором скорости V
β – угол вектора скорости к местному горизонту
расход топлива dm/dt = –L (масса убывает)
кроме того, P(h)=Pп – p(h)Sa = Pп (1- ph*γ) - высотная зависимость тяги от давления воздуха на данной высоте.
здесь ph=p(h)/po и γ= (Pп – Po) /Po
тогда
dV=( Pп/m – (Pп/m)*(1– cosα) – ph*γ*cosα * Pп/m – g* sinβ – X/m)dt
Начальные условия задачи V=0; H=0; m=M1
Конечные условия V=Vк; H=Hк; m=M2
Интегрируем
по частям (вводя замену dt =
∫ (Pп /m)dt = – ∫ (Pп /mL)dm = (Pп /L)*Ln(M1/M2)= U*Ln(z) = Vхар
это идеальная (характеристическая) скорость ракеты; U= Pп/L – удельный импульс в пустоте
z
– отношение масс в начале и конце работы
ЖРД
Суммарный
интеграл потерь включает в себя четыре
члена:
∫ (Pп/m)(1- cosα)dt = Vхар*(1- cosα )сред потери на управление
∫ (ph*γ*cosα * Pп/m)dt = Vхар* (ph*γ)сред потери на «высотность» ЖРД
∫ (g*sinβ)dt = T*(g*sinβ)сред потери гравитационные, здесь Т – время полета
∫ (X/m)dt потери на сопротивление воздуха.
ИТОГО
Vк=Vхар – Vупр – Vду – Vграв – Vаэро
Данный вывод мы получили для случая одноступенчатой ракеты.
Он легко обобщается на многоступенчатую ракету следующим образом:
Vк=∑Vхар – ∑Vупр – ∑Vду – ∑Vграв – ∑Vаэро
Vк'= Vк + Vземля конечная скорость с учетом вращения Земли.
Ну а теперь сам запуск АПОЛЛОН–12.
Я
сейчас в руках держу документ. Здесь
написано: «весовая сводка Сатурн–5 Аполлон–12
(в кг)». Источник информации (1) файл в
каталоге 4-12. Здесь описана вся короткая
жизнь изделия Сатурн–5 с момента команды «зажигания»
а ж до отделения корабля от носителя. В
конце написана магическая фраза: «эти
данные могут использоваться при всех
анализах весов Сатурн–5». Раз написано ВСЕХ,
то мы именно так и сделаем.
Этапы полета | Изменение веса | Вес аппарата |
В момент зажигания ЖРД | 2 944 017 | |
Расход топлива для выхода на полную тягу | 38 735 | |
В момент начала движения | 2 905 282 | |
S-IC, обледенение | 297 | |
S-IC, продувка азотом | 16 | |
S-II, обледенение | 204 | |
S-II, продувка теплоизолирующнм газом | 54 | |
S-IVB, обледенение | 91 | |
Центральный ЖРД, расход топлива на спад тяги | 784 | |
Центральный ЖРД, потери топлива | 186 | |
S-IC, использованное топливо | 2 075 779 | |
Периферийные ЖРД, расход топлива на спад тяги | 3 136 | |
S-IC, сбрасываемой ступени | 165 013 | |
S-IC/S-II, малый переходник | 614 | |
S-II, расход на осадку топлива | 34 | |
В момент сброса ступени S-IC | 659 075 | |
S-II, расход топлива для выхода на полную тягу | 602 | |
S-II, стартовый бак | 11 | |
S-II, расход на осадку топлива | 586 | |
S-II, основное топливо и потери на вентиляцию | 437 462 | |
Сброс системы аварийного спасения | 4 040 | |
S-II, нижний переходник | 3 972 | |
S-II, расход топлива на спад тяги | 220 | |
S-II, вес сбрасываемой ступени | 42 876 | |
S-II/S-IVB, переходник | 3 650 | |
S-IVB, сброс нижней рамы | 22 | |
S-IVB, детонационный пакет | 1 | |
S-IVB, расход на осадку топлива | 3 | |
В момент разделения S-II/S-IVB | 165 633 | |
S-IV, расход на осадку топлива | 40 | |
В момент зажигания ЖРД S-IVB | 165 592 | |
S-IVB, расход на осадку топлива | 10 | |
S-IVB, водород в стартовом баке | 2 | |
Расход топлива для выхода на полную тягу | 156 | |
S-IVB, использованное топливо | 29 092 | |
S-IVB, сброс блоков ЖРД осадки топлива | 61 | |
S-IVB, расход топлива вспомогательного ЖРД | 1 | |
В момент сигнала на выключение ЖРД S-IVB | 136 270 | |
Расход топлива на спад тяги | 44 | |
Расход топлива вспомогательного ЖРД (осадка) | 3 | |
Потери топлива через ЖРД | 18 | |
Вентиляция бака жидкого О2 | 4 | |
В момент выхода на орбиту ожидания | 136 201 | |
Вентиляция бака горючего Н2 | 1 119 | |
Расход топлива вспомогательного ЖРД | 99 | |
Водород в стартовом баке | 1 | |
Н2/О2 воспламенитель | 7 | |
Вентиляция бака окислителя S-IVB, потери топлива | 7 | |
В момент второго зажигания ЖРД S-IVB | 134 968 | |
S-IVB, Н2 в стартовом баке | 2 | |
Расход топлива для выхода на полную тягу | 137 | |
S-IVB, использованное топливо | 71 768 | |
В момент сигнала на выключение S-IVB | 63 063 | |
Расход топлива на спад тяги | 44 | |
Потери топлива через ЖРД | 18 | |
Вентиляция бака H2 | 9 | |
Вентиляция бака О2 и гелиевого бака | 14 | |
В момент выхода на траекторию полета к Луне | 62 972 | |
Основной блок | 28 803 | |
Лунный корабль с переходником | 15 740 | |
Переходник | 1 171 | |
Вспомогательный ЖРД | 35 | |
Вентиляция бака горючего | 374 | |
Вентиляция бака окислителя | 65 | |
Сброс из системы поддува | 429 | |
Суммарный вес корабля Apollo-12 | 46 617 | |
Вес ступени S-IVB после отделения корабля Apollo-12 | 16 354 |
На фото: РН "Сатурн-5" на пусковом столе. |
Для начала найдем суммарную идеальную скорость всех ступеней Сатурн-5
Масса
в момент отрыва от стола ≈2905,3т. Расход
топлива включая период падения тяги ≈2080,0т; тогда
Z1= 2905,3/(2905,3-2080,0)=3,52;
при I=2982м/с Vx1=I*Ln(Z1) ≈3753м/с; остаточная
масса ступени с остатками топлива Мк1≈165т. Вскоре после
разделения ступеней, идет отделение всякого
гамуза: САС ≈4т и переходника
между ступенями весом 3972кг+614кг+34кг+11кг+586кг≈5,2т. Для упрощения
расчетов будем считать, что все эти разделения происходят одновременно. Так
как эти 9,2т сбрасываются почти сразу
после разделения, то их влияние на
дальнейший полет минимально По существу
их можно
методически добавить к Мк1 ≈174,2т. Фактически расход топлива через двигатели второй ступени ≈438,3т; остаточная масса ступени с недобором топлива и переходником Мк2 ≈46,6т; с учетом массы третьей ступени с кораблем Аполлон в момент разделения ~165,6т имеем общую массу в начале работы второй ступени ≈650,5т. тогда Z2=650,5/(650,5-438,3)≈3,065 Vx2 ≈4668м/с при I=4168м/с (отношение компонентов 5,5:1) Масса комплекса перед первым включением третей ступени = 165,6 тонн; расход через двигатель фактически 29,3т. топлива при первом импульсе третьей ступени; тогда Z3 = 165,6/(165,6-29,3)≈1,215; Vx3 ≈823м/с при I=4227м/с (отношение компонентов 4,5:1) |
Прибавку скорости из-за вращения Земли будем считать Vземл≈465*cos(φ)*sin(A) где А-азимут пуска и φ - широта старта (465м/с - линейная скорость точки на экваторе), то тогда при типичных значениях А=72º и φ=28,3º имеем Vземл≈390м/с.
Итак, будем считать (грубо) прибавку за счет вращения Земли 390 м/с. Отсюда можем прикинуть величину действительных потерь скорости Х на участке выведения ИСЗ: 3753+4668+823-Х+390=7790м/с. Тогда Х=1844м/с. Обобщая разброс параметров, можно показать, что для ракеты Сатурн-5 допустимо принять стандарт потерь первой фазы полета Х≈1850±50м/сек
Масса
объекта перед вторым включением третей
ступени = 134,9 тонн. Эта масса стала меньше на
примерно ~1,2т главным образом за счет утечки
водорода через дренаж; остаток топлива по
факту = 71,9 тонн, тогда Z4 =134,9/(134,9-71,9)≈2,141; теоретический
размер импульса Vx≈3218м/с при I =4227м/с.
Согласно данных НАСА, все отправляющиеся к Луне корабли имели скорость в конце орбитального разгонного импульса ~10840м/сек. Это значит, что полные совокупные потери, с учетом потерь на второй импульс с промежуточной орбиты ожидания, составляют Хп≈2000±50м/сек. Из них ~1850м/с мы потеряли на вывод на промежуточную орбиту ИСЗ. Так что потери второй фазы полета ~150м/с.
Итоговая
масса полезной нагрузки 46,6 тонн, включая
переходник=1,17т.; масса вместе с последней
ступенью равна ~63,0 тонн. Масса последней
ступени, включая недобор топлива 16,4т;
чистая масса корабля Аполлон ~44,5т.
|
Хронология запусков Сатурн-V. Их было всего 13 в период 1967-73гг. |
Ура,
товарищи! Тем, кто уже уснул – очнитесь.
Выше был приведен полный расклад, и все
цифры, как говорится, сошлись до копейки.
Короче мы героически отправили к Луне
потребные 44,5 тонн по нашей методике. Это и
есть тот самый эталонный расчет эталонного
носителя вместе с эталонным кораблем,
который к месту и не к месту с искажениями и
интерпретациями гуляет
по разным источникам.