«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ
Глава 14-2
«В защиту Глушко, или снова про F-1»
(продолжение)
Критерий Велюрова
Введем следующее характерное число:
X = |
pкс ∙ Sкс |
∙ |
ΔE |
∙ |
f(ξпер) |
||
Cкс |
Здесь pкс , Sкс , Cкс - давление, площадь камеры и скорость звука в камере сгорани ЖРД.
Кроме того, ΔE = Eo ∙ τпр = Cpо ∙ Tкc∙ τпр или ΔE = [ γ /(γ - 1) ] ∙ Rμ ∙ Tкc ∙ τпр
Где Rμ = R / M - приведенная газовая постоянная; γ - показатель адиабаты; Cp - теплоемкость.
Здесь мы учли закон сохранения энергии по форме через параметры торможения газа: Eо = Cpо ∙ Tо = Cp1 ∙ T1 + W2/2
С приемлемой точностью можно сказать, что температура торможения Tо ≈ Tкc
Далее, f (ξпер) - функция, определяющая вклад перекисных радикалов в усиление неустойчивостей горения (см. волны детонации, «перекисный взрыв» и т.д.)
Предлагается простая зависимость, которая моделирует лавинообразное нарастание процесса (характерное для взрыва) при превышении некоторой начальной концентрации ξо:
f (ξкс) = Aо ∙ exp ( ξкс / ξо ) где Aо - константа
В основном, в камере сгорания обычно присутствует в мизерных количествах радикал HO2 ну и сама перекись водорода H2O2
Для тех, кто интересуется, примерная таблица массовых концентраций двух вышеуказанных перекисей при разных давлениях и массовых соотношениях топлива Км:
RP-1+O2 | HO2 | массовая доля × 10-7 | ||||
P, Мпа | 4,0 | 4,8 | 5,9 | 8,0 | 15,0 | 25,0 |
Км | ||||||
2,00 | 62 | 62 | 61 | 60 | 55 | 50 |
2,35 | 555 | 577 | 602 | 636 | 696 | 731 |
2,40 | 673 | 703 | 736 | 785 | 877 | 937 |
2,50 | 932 | 981 | 1037 | 1122 | 1295 | 1428 |
2,63 | 1299 | 1377 | 1470 | 1612 | 1925 | 2189 |
2,70 | 1503 | 1599 | 1712 | 1889 | 2287 | 2636 |
RP-1+O2 | H2O2 | массовая доля × 10-7 | ||||
P, Мпа | 4,0 | 4,8 | 5,9 | 8,0 | 15,0 | 25,0 |
Км | ||||||
2,00 | 19 | 20 | 22 | 24 | 28 | 32 |
2,35 | 93 | 102 | 114 | 132 | 179 | 224 |
2,40 | 106 | 117 | 131 | 153 | 210 | 267 |
2,50 | 133 | 147 | 166 | 196 | 275 | 357 |
2,63 | 166 | 185 | 209 | 251 | 360 | 477 |
2,70 | 182 | 204 | 231 | 278 | 403 | 540 |
Учтем зависимость τпр = a / p n а также скорость звука C ≈ √γ ∙ Rμ ∙ T тогда критерий более удобно будет переписать по форме:
X = |
pкс ∙ Sкс |
∙ |
a |
∙ |
γ | ∙ Rμ∙ Tкс ∙ Aо ∙ exp ( ξкс / ξо ) | ||
Cкс | pкс n | γ - 1 |
Или упростив:
X = |
a ∙ Sкс |
∙ |
Cкс | ∙ Aо ∙ exp ( ξкс / ξо ) | ||
pкс n-1 | γ - 1 |
Нас даже будут интересовать не абсолютные значения характерных числе Х, а относительное число Х - относительно некоторого индикативного уровня, например числа Х107 для двигателя РД-107. Начальную концентрацию ξо также будем отсчитывать от уровня РД-107, т.е. f107 = Aо ∙ exp ( ξ107 / ξо ) = 1 тогда Aо= 1/2,71828 ≈ 0,36788
В относительном виде, опустив константы, критерий примет вид:
X ~ |
Sкс |
∙ |
p107 |
n-1 |
∙ |
(γ - 1)107 |
∙ |
Cкс | ∙ exp ( ξкс / ξ107 ) | ||||
S107 | pкс | (γ - 1)кс | C107 |
Составим таблицу (массовая доля перекисей × 10-7):
Dкс, м | Р, Мпа | Км_кам | ξHO2 | ξ H2O2 | Sкс | М, г/моль | T, К | n | C, м/с | Х | |
РД-107 | 0,43 | 5,85 | 2,5 | 1001 | 161 | 0,145 | 23,100 | 3500 | 1,2 | 1217 | 1,0 |
11Д511ПФ | 0,43 | 5,40 | 2,5 | 1759 | 204 | 0,145 | 23,700 | 3650 | 1,2 | 1225 | 2,0 |
РД-111 | 0,43 | 7,85 | 2,55 | 1258 | 211 | 0,145 | 23,400 | 3550 | 1,2 | 1219 | 1,2 |
РД-105 | 0,60 | 5,90 | 2,7 | 1671 | 228 | 0,283 | 23,800 | 3650 | 1,2 | 1203 | 3,6 |
РД-170 | 0,38 | 24,50 | 2,63 | 2178 | 471 | 0,113 | 24,000 | 3800 | 1,3 | 1236 | 1,6 |
РД-253 | 0,43 | 14,70 | 2,67 | 1081 | 238 | 0,145 | 24,000 | 3400 | 1,3 | 1180 | 0,6 |
НК-33 | 0,43 | 14,80 | 2,62 | 1868 | 350 | 0,145 | 23,800 | 3650 | 1,3 | 1227 | 1,6 |
H-1 | 0,52 | 4,84 | 2,35 | 578 | 103 | 0,214 | 22,600 | 3500 | 1,2 | 1226 | 1,0 |
F-1* | 1,15 | 7,00 | 2,46 | 951 | 167 | 1,038 | 23,000 | 3500 | 1,2 | 1225 | 6,7 |
Здесь даны истинные Км в камере сгорания без учета расхода через турбонасосный агрегат.
В частности, параметр для ЖРД F-1 получен на основании данных[12], с учетом того, что средний Км расхода через двигатель (в полетах Аполлон-11 и позднее) был не менее 2,32:1; кроме того известно, что через ТНА шел расход 3% при соотношении 0,42:1. Таким образом остальные 97% топлива подавались в камеру при соотношении 2,46:1.
Для Н-1 дан Км в таблице, показанной несколько выше. Для РД-107 показан Км расхода в главной камере и т.д.
Диаметр камеры F-1 ≈1150мм ориентировочный, исходя из визуальных оценок, учитывая, что американские камеры имели коэффициент сужения дозвуковой части около 1,5.
Температуры горения даны примерно, по результатам численного расчета с учетом потерь теплоты в камере (неполнота сгорания).
Немного проанализируем таблицу. РД-107 принят за единицу. РД-105 - это красный уровень, это то, что не получилось.
Как видим, Н-1 по степени риска ВЧ-колебаний и развития детонации примерно соответствует РД-107.
Самый мощный советский ЖРД РД-170 выдается вперед, но границу зоны устойчивости очерчивает 11Д511ПФ - вариант РД-117 на «синтине» для ракеты «Союз-У2».
Общеизвестно, что с ним изрядно намучались[1] из-за малого запаса устойчивости к нарушениям при изготовлении двухкомпонентных центробежных форсунок. По этой причине из серии камер производился тщательный отбор тех, у которых характеристики смесительной головки находились в заданном диапазоне. При этом отбор начинался на стадии изготовления отдельных форсунок и сборки смесительных головок. Камеры с выбранными таким образом смесительными головками использовались в составе двигателя 11Д511ПФ (РД-117ПФ).
К 1996 году выпуск двигателей для ракеты «Союз-У2» на Заводе имени М.В.Фрунзе в Самаре значительно сократился, что сделало невозможным отбор двигателей, способных работать на синтетическом горючем. Для продолжения эксплуатации ракеты «Союз-У2» необходимо было либо повысить уровень технологии изготовления, либо провести дополнительные исследования для выяснения природы ВЧ-колебаний и внести соответствующие изменения в конструкцию смесительной головки[1].
Могу высказать гипотезу, что все дело в том, что синтин имеет существенно меньше атомов водорода на один атом кислорода (формула C10H16) тогда как формула керосина Т-1 примерно C1H1,956 Поэтому, при горении синтина количество перекисей в камере существенно (почти в два раза) больше, чем при горении классического Т-1.
Интересно, что взятый для примера гептиловый РД-253 имеет прекрасные показатели по критерию: все потому, что при гораздо больших степенях окислителя количество перекисей будет гораздо меньше аналогичных реакций горения керосина и кислорода.
Таким образом, хотите построить устойчивый мощный двигатель - берите гептил и азотный тетроксид, не прогадаете. Не зря их так любил Глушко...
Ну, и напоследок: F-1 почти вдвое превышает красный уровень, установленный РД-105. Комментарии, как говорится, излишни...
Предвижу расспросы относительно РД-270. О нем известно не так много, в частности:
Технические параметры двигателя РД-270 [14]
|
|
Простейший анализ на программах численного расчета параметров ЖРД дает значение коэффициента тяги около 1,836
Тогда площадь критического сечения примерно 0,14м2 или диаметр критического сечения ≈ 422мм (почти как у Н-1)
Визуальный анализ показывает, что ширина камеры в районе форсуночной головки в полтора раза больше (аналогично у РД-253).
Т.е., камера РД-270 ориентировочно диаметром ≈ 630мм ± 5% (если читатели меня поправят и укажут истинный диаметр - буду признателен).
Дополним таблицу новой строкой для РД-270 согласно критерия:
Dкс, м | Р, Мпа | Км_кам | ξHO2 | ξ H2O2 | Sкс | М, г/моль | T, К | n | C, м/с | Х | |
РД-107 | 0,43 | 5,85 | 2,5 | 1001 | 161 | 0,145 | 23,100 | 3500 | 1,2 | 1217 | 1,0 |
11Д511ПФ | 0,43 | 5,40 | 2,5 | 1759 | 204 | 0,145 | 23,700 | 3650 | 1,2 | 1225 | 2,0 |
РД-111 | 0,43 | 7,85 | 2,55 | 1258 | 211 | 0,145 | 23,400 | 3550 | 1,2 | 1219 | 1,2 |
РД-105 | 0,60 | 5,90 | 2,7 | 1671 | 228 | 0,283 | 23,800 | 3650 | 1,2 | 1203 | 3,6 |
РД-170 | 0,38 | 24,50 | 2,63 | 2178 | 471 | 0,113 | 24,000 | 3800 | 1,3 | 1236 | 1,6 |
РД-253 | 0,43 | 14,70 | 2,67 | 1081 | 238 | 0,145 | 24,000 | 3400 | 1,3 | 1180 | 0,6 |
НК-33 | 0,43 | 14,80 | 2,62 | 1868 | 350 | 0,145 | 23,800 | 3650 | 1,3 | 1227 | 1,6 |
H-1 | 0,52 | 4,84 | 2,35 | 578 | 103 | 0,214 | 22,600 | 3500 | 1,2 | 1226 | 1,0 |
F-1* | 1,15 | 7,00 | 2,46 | 951 | 167 | 1,038 | 23,000 | 3500 | 1,2 | 1225 | 6,7 |
РД-270 | 0,63 | 26,10 | 2,67 | 1214 | 319 | 0,312 | 24,100 | 3500 | 1,3 | 1188 | 1,4 |
Таким образом, РД-270 по критерию лежит не выше РД-170 или примерно ему соответствует.
Вариация показателей степеней в диапазоне n = 1,1÷1,3 дает качественно те же результаты.
Спасение «рядового» F-1
Попробуем, тем не менее, спасти безнадежное дело F-1 и прикинуть: какие параметры следует изменить, чтобы по критерию опуститься хотя бы до уровня 11Д511ПФ.
Самое простое решение - уменьшить диаметр камеры хотя бы до 600мм, тогда индекс риска по критерию будет 1,8 т.е. как у РД-170. Однако при этом, беря во внимание пропорциональное уменьшение площади критического сечения более чем на 70% - тяга такого двигателя будет в районе ≈187тс у земли и около ≈215тс в вакууме. Совсем плохо...
Пойдем другим путем. Максимально уменьшив температуру в камере до 2570К (молярная ~17,9г/моль) мы «убьем» все перекиси в камере, тогда:
fо= Aо ∙ exp ( 0 ) ≈ 0,36788 что будет в е ≈ 2,71828 раз меньше, чем у РД-107.
То есть, по критерию, для модифицированного F-1 с учетом небольшого роста показателя адиабаты γ относительное число X ≈ 2,3
Как говорится - почти. Но не тут-то было...
Дело вот в чем: когда мы использовали зависимость Крокко τпр = a / p n то подразумевали, что подавляющее большинство кислородно-керосиновых ЖРД работает в узком диапазоне показателей полноты окислителя α ≈ 0,69...0,77. В данном диапазоне влияние соотношения компонентов на время преобразования Крокко незначительно.
Более того, можно с допустимой точностью утверждать, что в более широком диапазоне α ≈ 0,7...1,0 влияние показателя полноты окислителя имеет незначительный характер, не превышает 10÷20 процентов.
Однако в нашем случае мы уменьшали температуру на тысячу градусов в камере путем уменьшения степени окислителя до минимально допустимой α ≈ 0,45 (ниже нежелательно, так как при меньшей степени окислителя начнет выпадать твердая фаза - сажа) т.е. существенно отошли от стеохимического соотношения компонентов α = 1
В источнике[16] приведен следующий график зависимости τпр = f(α)
По характеру графика очевидно, что на участке α < 1 зависимость τпр = f(α) ~ 1/αν
В работе[17] со ссылкой на американские источники предлагается использовать показатель степени ν ≈ 0,57 хотя согласно[10] кинетика реакции горения керосина имеет первый порядок по окислителю, т.е. показатель степени порядка ν ≈ 1,0
Так вот, исходя из более оптимистичных оценок (ν ≈ 0,57) в нашем низкотемпературном модифицированном ЖРД F-1 (α ≈ 0,45) относительно стандартного F-1 (α ≈ 0,72) время преобразования будет выше на коэффициент k ≈ (0,72/0,45)0,57 ≈ 1,3 раза.
То есть, на самом деле для такого F-1 характерное число X ≈ 2,3 ∙ k ≈ 3,0 что в полтора раза больше края устойчивости, достигнутого в случае 11Д511ПФ.
Поскольку термодинамические возможности уменьшения характерного числа X уже исчерпаны, то дальнейшее снижение возможно путем прямого уменьшения площади камеры сгорания. При этом нужно понимать, что уменьшение к примеру в полтора раза площади сечения камеры пропорционально уменьшит площадь критического сечения, а оттуда пропорционально - абсолютную тягу двигателя по приведенной в начале статьи формуле F = pк∙ Sкr ∙ Ks
Это означает конкретно для F-1 необходимость уменьшения диаметра камеры до примерно ≈ 940мм (визуально не слишком заметно), тяга упадет в полтора раза до ≈460тс у земли (было ≈689тс) и до ≈530тс в вакууме (было ≈790тс)
Для менее оптимистичных оценок (ν ≈ 1,0) соответственно k ≈1,6 или X ≈ 2,3 ∙ k ≈ 3,68 т.е. площадь камеры и все параметры тяги надо уменьшать в 1,84 раза - до примерно ≈ 850мм, тяга упадет в полтора раза до ≈375тс у земли и до ≈430тс в вакууме.
Здесь я скромно умолчал о том, что из-за плохого смесеобразования (α ≈ 0,45) удельный импульс такого модифицированного F-1 будет не стандартные 265сек/304сек, а более чем на 10% хуже - менее 233сек/271сек приведенных в главе №13-2 для похожего низкотемпературного варианта F-1.
Однако я широким жестом подарю американцам эти жалкие 10% памятуя о том, что граница, проведенная мною по казусу 11Д511ПФ, не является строгой, а примерной, возможно, что ее можно немного (на 10%) превысить для компенсации худшей удельной тяги...
Таким образом, в более оптимистичном варианте, ракета «Saturn-V» могла иметь тягу на старте около ≈2300тс, стартовую массу примерно ≈1930т (тяговооруженность ≈1,19), что согласно типового расчета по методу характеристических скоростей позволит отправить к Луне груз не более ≈ 27 тонн.
Первая ступень | Вторая ступень | Третья ступень | |||||||||||
МТ1 | 1118,2 | МТ2 | 438,3 | МТ3 | 29,3 | МТ4 | 71,9 | Σ Мпн | 29,0 | ||||
МК1 | 174,2 | МК2 | 46,6 | *МК3 | 1,4 | МК4 | 16,4 | Корабль | 27,0 | ||||
УИ1 | 2982 | УИ2 | 4168 | УИ3 | 4227 | УИ4 | 4227 | проч. | 2,0 | ||||
Мнач | 1925,3 | Мнач | 632,9 | Мнач | 148,0 | Мнач | 117,3 | ΔVземл | 390,0 | ||||
Мконеч | 807,1 | Мконеч | 194,6 | Мконеч | 118,7 | Мконеч | 45,4 | ΔVпотерь | -2000,0 | ||||
ΔV1 | 2592,7 | ΔV2 | 4916,3 | ΔV3 | 932,9 | ΔV4 | 4015,2 | ΔVхар | 12457,1 | ||||
Vотлет | 10847,1 | ||||||||||||
εМ0 | 66,9% | M0 норм | 2904,7 | M0 x | 1925,3 | t1 норм | 160,0 | ||||||
(1-δ)УИ1 | 100,0% | F0 норм | 3445,0 | F0 x | 2296,7 | t1 х | 128,6 | ||||||
ζdM1 | 66,9% | dM1норм | 13,0 | dM1 х | 8,7 | nx | 1,19 | ||||||
* - дренаж водорода + потери выхода ЖРД J-2 на полную тягу + расход топлива малых ЖРД на коррекцию орбиты | |||||||||||||
Как видим, оценки полезной нагрузки, данные в предыдущей главе №13 (чуть боле 30 тонн) одного порядка с выводами этой главы - чуть менее 30 тонн.
Как ни крути, а положенные 43÷45 тонн никак не вытанцовываются.
И напоследок: приведенный выше критерий является эмпирическим оценочным расчетом. Все желающие приглашаются к поиску в истории космонавтики образцов ЖРД, которые своим примером опровергли бы мой критерий, существенно превысили значение для двигателя 11Д511ПФ.
Конечно, приведенная выше гипотеза меркнет в сравнении с открытием бозона Хиггса, однако, если она не будет мотивированно опровергнута - это будет означать большой вопросительный знак на всей американской версии пилотируемых полетов на Луну.
Резюмируя сказанное, напрашивается простой вывод: погоня за сверхвысокими давлениями в камере сгорания не блажь, приписываемая Глушко, а суровая необходимость. Без этого невозможно было бы создать такие предельные агрегаты, как РД-170. А для таких «монстров», как РД-270 - просто без вариантов.
Поэтому снимаю перед ним шляпу - он не только знал как, но и умел доводить свои проекты до позитивного результата.
Аркадий Велюров
[1] Предыстория создания ЖРД РД-107/108
[2] ЖРД РД-107 и РД-108 и их модификации
[3] сайт http://www.astronautix.com (англ.)
[4] ЖРД РД-170/171 http://lpre.de/energomash/RD-170/index.htm
[5] ЖРД РД-253/275 http://lpre.de/energomash/RD-253/index.htm
[6] ЖРД НК-33/43 http://lpre.de/sntk/NK-33/index.htm
[7] Skylab Saturn 1B flight manual
[8] Теория ракетных двигателей (под редакцией В.П. Глушко), 1980
[9] «Основы теории и расчета ЖРД», том.1, под ред. проф. В.М. Кудрявцева, 1993г.
[10] «Физика горения газов», Е.С. Щетинков, 1965г.
[11] «Горение в жидкостных ракетных двигателях», Ю. Шаулов, М. Лернер, изд-во Оборонгиз, 1961г.
[12] Launch Vehicle Propellant Usage
[13] «К истории разработки ЖРД РД-270», Чтения памяти Циолковского, Калуга, 2001г.
[14] ЖРД РД-270 (8Д240)
[15] «Вибрационное горение», Б.В. Раушенбах, 1961г.
[16] «Неустойчивость горение», М.С. Натанзон, 1986г
[17] «Воспламенение и горение предварительно перемешанного пара керосина в воздухе», А.В. Федоров, Д.А. Тропин