МОГИЛА ШАТТЛА: описание и схемы КА «Клипер»
30 ноября
2004 г. в РКК «Энергия» состоялась встреча
руководства корпорации с журналистами.
Показали полномасштабный макет Клипера и
ответили на вопросы.
Проект
находится на стадии предэскизных
проработок. Сейчас имеется два варианта
корабля: парашютный (схема несущий корпус) и
самолетный (имеются небольшие крылышки
загнутые вверх).
Оба
варианта отличаются только конструкцией
фюзеляжа (это носовая и донная часть
корабля).
Носителем
Клипера теперь предлагается Зенит-2. В КБ
Южное, после недавней поездки туда
Перминова, уже начались проработки по этому
вопросу. В связи с этим стартовая масса
Клипера уменьшена до 13 тонн (раньше было 14.5
тонны), из них: возвращаемый аппарат (ВА) – 8.8
т, одноразовый сбрасываемый агрегатно-бытовой
отсек (АБО) – 4.2 т. Экипаж все тот же – 6 чел.
Объем кабины – 20 кубометров. По бокам
корабля – по два иллюминатора.
Изменена
САС. Теперь это несколько (8шт) РДТТ на
коническом отсеке, примыкающем к АБО.
Причем эти РДТТ выполняют две функции: при
аварии – это САС, а если все нормально, то
они все равно включаются и выполняют
доразгон корабля. Видимо,
корабль с космонавтами и грузом все же
может перевалить за 14т, тогда как Зенит-2
выводит на ИСЗ только 13,7т. Вот здесь и
пригодятся дополнительные 100-150м/с
доразгона САС.
Судя по
расчету, сухой вес АБО 2,7 т + около 1,5 т
топлива. Тогда запас характеристической
скорости будет равен КК Союз-ТМА - 380 м/с при
ЖРД на высококипящих компонентах с
импульсом около 320с.
Эскизное проектирование начнется в 2005 г. С 2006 г. финансирование из бюджета ФКА. Первый старт Клипера планируется в 2010-2012 годах.
На левом рисунке показаны
эскизы обоих вариантов.
Стартовая
масса – 13000кг
Количество
членов экипажа – до 6 чел.
Объем
кабины – 20 куб.м.
Масса
груза – 500кг
Время
автономного полета – 5 суток
Время
гарантийного нахождения
в составе
орбитальной станции – 360 суток
На правом
рисунке дана схема агрегатирования
пилотируемого многоразового корабля «Клипер».
Состав
корабля: фюзеляж возвращаемого аппарата –
донная и носовая часть; модуль кабины
возвращаемого аппарата – неразъемно
связан в полете с фюзеляжем; агрегатный и
бытовой отсеки; переходной отсек с
двигателями САС 8шт– четыре пары РДТТ (пороховых).
На
левом рисунке дана компоновочная схема
возвращаемого аппарата (ВА)
Масса ВА
– 8800кг
Штатная
перегрузка при спуске – 2,5ед.
Объем
кабины – 20 куб.м.
Длина –
7480; Ширина – 3590; Высота – 3260;
На
правом рисунке показаны варианты посадки
для двух разных типов КА «Клипер».
Для
парашютной посадки (типа несущий корпус):
-
Боковой
маневр до 500км;
-
Посадка
на сушу на любом витке для 80% вариаций
долгот восходящих узлов орбиты;
-
Использование
парашютной системы;
-
Использование
двигателей мягкой посадки;
-
Сохранность
ВА на всем этапе полета благодаря САС;
Для
самолетного типа посадки
-
Посадка
на любом витке;
-
Сохранность
ВА на всем этапе полета благодаря САС;
На
левом рисунке дано сравнение компоновки КК
Союз и КК Клипер. На правом фото – КА Клипер
на демонстрации.
Оценка
аэродинамики:
аэродинамическое
качество у фары (Союз) 0.2-0.3 на гиперзвуке
аэродинамическое качество у
Бурана ~6 на дозвуке и 1.5 на гиперзвуке
аэродинамическое качество у
Спирали ~4 (наиболее близкий аналог Клипера);
боковой маневр ~200-300 километров без
двигателя;
Клипер
(утюг) должен обеспечивать 1500-2000км маневра
по дальности и 200-300км бокового маневра.
P.S. По материалам
совершенно открытой печати. Все схемы и
фото принадлежат РКК «Энергия». Авторские
права их же. Опубликовано исключительно из
благих побуждений в порядке популяризации
проектов «Энергии».