НА ГЛАВНУЮ

 

МОГИЛА ШАТТЛА: описание и схемы КА «Клипер»

 

 

 

30 ноября 2004 г. в РКК «Энергия» состоялась встреча руководства корпорации с журналистами. Показали полномасштабный макет Клипера и ответили на вопросы.

Проект находится на стадии предэскизных проработок. Сейчас имеется два варианта корабля: парашютный (схема несущий корпус) и самолетный (имеются небольшие крылышки загнутые вверх).

Оба варианта отличаются только конструкцией фюзеляжа (это носовая и донная часть корабля).

 Носителем Клипера теперь предлагается Зенит-2. В КБ Южное, после недавней поездки туда Перминова, уже начались проработки по этому вопросу. В связи с этим стартовая масса Клипера уменьшена до 13 тонн (раньше было 14.5 тонны), из них: возвращаемый аппарат (ВА) – 8.8 т, одноразовый сбрасываемый агрегатно-бытовой отсек (АБО) – 4.2 т. Экипаж все тот же – 6 чел. Объем кабины – 20 кубометров. По бокам корабля – по два иллюминатора.
Изменена САС. Теперь это несколько (8шт) РДТТ на коническом отсеке, примыкающем к АБО. Причем эти РДТТ выполняют две функции: при аварии – это САС, а если все нормально, то они все равно включаются и выполняют доразгон корабля.  Видимо, корабль с космонавтами и грузом все же может перевалить за 14т, тогда как Зенит-2 выводит на ИСЗ только 13,7т. Вот здесь и пригодятся дополнительные 100-150м/с доразгона САС.

Судя по расчету, сухой вес АБО 2,7 т + около 1,5 т топлива. Тогда запас характеристической скорости будет равен КК Союз-ТМА - 380 м/с при ЖРД на высококипящих компонентах с импульсом около 320с.

Эскизное проектирование начнется в 2005 г. С 2006 г. финансирование из бюджета ФКА. Первый старт Клипера планируется в 2010-2012 годах. 

 


На левом рисунке показаны эскизы обоих вариантов.

 

Стартовая масса – 13000кг

Количество членов экипажа – до 6 чел.

Объем кабины – 20 куб.м.

Масса груза – 500кг

Время автономного полета – 5 суток

Время гарантийного нахождения

в составе орбитальной станции – 360 суток

 

На правом рисунке дана схема агрегатирования пилотируемого многоразового корабля «Клипер».

Состав корабля: фюзеляж возвращаемого аппарата – донная и носовая часть; модуль кабины возвращаемого аппарата – неразъемно связан в полете с фюзеляжем; агрегатный и бытовой отсеки; переходной отсек с двигателями САС 8шт– четыре пары РДТТ (пороховых).

 

На  левом рисунке дана компоновочная схема возвращаемого аппарата (ВА)

 

Масса ВА – 8800кг

Штатная перегрузка при спуске – 2,5ед.

Объем кабины – 20 куб.м.

Длина – 7480; Ширина – 3590; Высота – 3260;

 

На  правом рисунке показаны варианты посадки для двух разных типов КА «Клипер».

Для парашютной посадки (типа несущий корпус):

-          Боковой маневр до 500км;

-          Посадка на сушу на любом витке для 80% вариаций долгот восходящих узлов орбиты;

-          Использование парашютной системы;

-          Использование двигателей мягкой посадки;

-          Сохранность ВА на всем этапе полета благодаря САС;

 

Для самолетного типа посадки

         -          Боковой маневр до 2000км;

-          Посадка на любом витке;

-          Сохранность ВА на всем этапе полета благодаря САС;

 

 

На левом рисунке дано сравнение компоновки КК Союз и КК Клипер. На правом фото – КА Клипер на демонстрации.

 Оценка аэродинамики:

аэродинамическое качество у фары (Союз) 0.2-0.3 на гиперзвуке
аэродинамическое качество у Бурана ~6 на дозвуке и 1.5 на гиперзвуке
аэродинамическое качество у Спирали ~4 (наиболее близкий аналог Клипера); боковой маневр ~200-300 километров без двигателя;

Клипер (утюг) должен обеспечивать 1500-2000км маневра по дальности и 200-300км бокового маневра.

P.S. По материалам совершенно открытой печати. Все схемы и фото принадлежат РКК «Энергия». Авторские права их же. Опубликовано исключительно из благих побуждений в порядке популяризации проектов «Энергии».

 

   

НА ГЛАВНУЮ

 

Hosted by uCoz