«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ
Глава 3
(Продолжение)
«Лохотрон»
Надо
отдать должное умным головам из НАСА –
формулы Циолковского они знают (когда надо)
и все у них сходится, хоть запускай
налоговых ревизоров делать контрольную
закупку. От себя добавлю, что проблемы с
цифрами у них возникают именно тогда и там,
где целью полета не является высадка людей
на поверхность Луны.
Не надолго пошлем всех этих американцев на… Луну, а сами перенесемся в 1973 год в май месяц 14 число. В этот день, как нас уверяют, двухступенчатый вариант ракеты Сатурн-5 вывела на орбиту с наклонением в 50º и высотой 427х439 километров груз весом 74783 кг.
|
Подробное описание таково: “Skylab 1 Nation: USA. Program: Skylab. Payload: Skylab Orbital Workshop. Mass: 74,783 kg. Class: Manned. Type: Space station. Spacecraft: Skylab, Apollo ATM. Agency: NASA MSF. Perigee: 427 km. Apogee: 439 km. Inclination: 50.0 deg. Period: 93.2 min. COSPAR: 1973-027A. USAF Sat Cat: 6633. Decay Date: 11 July 1979”. На фото слева: "Скайлеб" с одним "крылом". Левое "крыло" потеряли... |
Далее я решил задаться посторонней задачей: сколько груза может вывести двухступенчатый вариант РН Сатурн-5 на опорную орбиту ИСЗ высотой 450км и наклонением 50º ?
Считаем. Для начала нам нужно выяснить, насколько полная идеальная скорость для вывода на орбиту высотой H2= 450км должна быть больше, чем полная идеальная скорость при выводе на орбиту высотой H1=190км.
Пусть у нас есть тело единичной массы на низкой орбите H1. Тогда запишем закон сохранения энергии:
V²/2 – μ/R = C
Здесь
μ -
гравитационный потенциал Земли, равный 3,986×1014
Пусть V1 – круговая скорость на высоте H1 и V2 – круговая скорость на высоте H2
При подъеме с высоты H1 до высоты H2 происходит увеличение потенциальной энергии спутника ΔEп=μ/R1– μ/R2. Что приводит к уменьшению, соответственно, кинетической энергии ΔЕк. Нам необходимо такое превышение кинетической энергии ΔEк спутника на высоте H1, чтобы поднимаясь вверх до высоты H2 против сил тяжести, наша кинетическая энергия после подъема была бы:
Ек = V²/2 ≥ (V2)²/2.
Тогда искомая скорость Vx на высоте H1 равна: Vx² = (V2)² + 2*ΔEп = (V2)² + 2μ(1/R1– 1/R2); ΔV=Vx –V1; Если H1=190км; V1=7790м/c; H2=450км; V2=7640м/с; то прибавка ΔV≈150м/с. Это запас идеальной скорости для теоретического увеличения орбиты с ~190км до ~450км.
Выше мы показали, что запас характеристической (идеальной) скорости при выводе на низкую орбиту Vxар≈9250м/с. Прибавка за счет вращения Земли, при пуске А~45º и φ~28,3º (наклонение ί~50º) равна ≈290м/сек, что на 100м/с меньше чем при ί~32º. Поэтому нужно добавить дополнительные 100м/с из-за большего наклонения орбиты.
Ранее
мы нашли величину потерь при выводе на
низкую орбиту Vпотерь
Наши дополнительные потери ΔV можно разделить на две части - на теоретические возвратные гравитационные потери, показанные выше ~150м/с и безвозвратные потери. При разборе полета Аполлон-12 мы установили, что потери при орбитальном доп. разгоне (он начинается на высоте ~185км и завершается на высоте ~330км) составляют ориентировочно ~150м/с. Оценочно, данный вид потерь можно выразить так:
ΔVg= G*T*sin(θ), где G - среднее значение ускорения силы тяжести; θ - средний угол тангажа.
Искомая орбита немного выше (на треть или ~100км), что потери должно конечно увеличить из-за большей средней "кривизны" траектории - sin(θ). Поэтому в нашем приближении допустимо считать, что дополнительные безвозвратные потери в итоге на треть больше - всего ≈200м/с. Тогда необходимая полная идеальная скорость равна Vхар=9250+150+200+100 ≈9700±50м/с.
Запасы топлива первой и второй ступени возьмем согласно вышеприведенным данным – соответственно 2080т и 438,3т. Далее, из остаточного веса первой ступени (см. предыдущую часть этой главы) нужно убрать массу САС (4т), так как полет беспилотный: Mk1=174,2-4,0=170,2т. Сюда уже включена масса переходника между ступенями S-1C и S-II. Остаточный вес второй ступени, включая переходник-адаптер третьей ступени (на котором покоится сам "Скайлеб") останется прежним: 46,6т.
В итоге оглашаю результат – чистая масса полезной нагрузки равна ≈100±2 тонн
Проверочный
расчет:
Масса в момент отрыва от стола М0=2080,0+170,2+438,3+46,6+100,0=2835,1т; Z1=2835,1/(2835,1-2080,0);
Масса
после разделения ступеней S-1C
и S-IIВ
равна: М2=438,3+46,6+100,0=584,9т; Z2=584,9/(584,9-438,3)
Vк=2982*ln(Z1)+4168*ln(Z2)≈ 3945+5767 = 9712м/с – что и требовалось доказать!
Соответственно изменение на ±2 тонн полезной нагрузки меняет полную идеальную скорость примерно на ±50м/с
Вы
спросите, ну и что тут такого? Правильно!
Результат вполне закономерен - если во всех
полетах масса объекта на орбите ожидания
составляла грубо 135 тонн, то вывести чистых
сто тонн на указанную орбиту 450км ×50º труда
не составит. Пикантность ситуации
заключается в том, что 14 мая 1973г было выве6дено всего 74,7 тонн
на орбиту ~ 430км ×50º .
Или менее 75% от возможного. Именно
столько весит станция «Скайлеб» в
официальной версии. А где все остальное?
Я
понимаю, что мои критики тут же разыщут
мемуары о том, что сверху в ракету накидали
кирпичей, либо поставили болванку из чугуна
для балласта, в крайнем случае, сливали,
доливали, выливали, переливали, разливали
на троих, и все из одного штуцера, не выезжая
из гаража.
Скажу
больше – после первого выхода в свет этой
статьи были обнаружены «отчеты» НАСА о
запуске «Скайлеб» на орбиту ИСЗ. Это PDF-файл с ксерокопией отчета. В
конце там есть ксерокопии подписей членов
комиссии. С учетом того, что копия скверная,
почти факсовая, многие цифры размыты, все
это выглядит очень смешно. Особенно
факсимиле подписей.
Внешне там все строго и научно. Но есть маленький прокол – сказано, что на орбиту была (якобы) доставлена масса 147т. Цифра разумная: если к нашим 100т добавить остаточную массу второй ступени ~46,6т то в самом деле масса орбитального объекта около ~147т.
Однако дальше началось самое интересное. А что собственно входит в эти 147т?
Оказалось, что кроме самой станции, НАСА якобы тащила на орбиту всякий разный хлам: был выведен на орбиту обтекатель весом почти 12т !!!
Этот факт крайне подозрителен. Зачем обтекатель тащить на высоту 450км? Обычно этот элемент конструкции опадает на высотах 90÷130км еще задолго до выхода на орбиту МСЗ. Дальше просто воздуха уже нет. Скажем, СССР вывел на орбиту семь «Салютов», один «Мир», несколько модулей типа «Квант», «Спектр», «Кристалл» и др., несколько сегментов МКС. Но отчего-то советская ракета Протон-К (8К82К), которая выводила все советские орбитальные станции и модули, всегда сбрасывает этот самый обтекатель на 183 или 344 секунде полета в зависимости от схемы выведения.
Еще учтем аномальный остаток топлива примерно тонн двенадцать. Это выше обычного остатка примерно на ~8т.
Еще там сказано, что
не отделился переходник первой ступени
весом 5 тонн. И его тоже взяли с собой на
орбиту. Видимо
так было запланировано, иначе баланс не
сойдется. Я молчу о
том, что конец этого переходника-юбки
расположен дальше среза сопел ЖРД второй
ступени. А значит, работающие двигатели
будут раскалять газами стенки переходника
до высоких температур. Проще говоря, в жизни
это должно было закончится аналогично
полету «Челленджера».
Всего по американской версии:
станция (74,7т) + юбка второй ступени (5,2т) + излишек остатка топлива (~8т) + обтекатель (11,7т) = 99,6т
Итого, с одной стороны мы пришли с американцами вроде бы к одной и той же цифре полного полезного груза (100т), но при этом назвать американский груз ПОЛЕЗНЫМ у меня язык не поворачивается. Фактически 25% этого груза являются космическим мусором!
Получается, что имея возможность запустить 100-тонную станцию американцы решили добровольно ограничится 75% мощности, а остальное "докидали" сверху барахлом, как раньше делали советские школьники, сдавая макулатуру... Не верю! - как говорил Станиславский.
Даже рьяные защитники НАСА понимают всю нелепость подобной ситуации. Если мы с вами начнем разбирать, из чего состоит сама станция «Скайлеб», то выясняется, что ее масса также натянута за уши - станция состоит из таких элементов:
Рис. 7. Основные элементы станции «Скайлэб», включая пристыкованный к ней транспортный корабль «Аполлон»: 1 - транспортный корабль; 2 - причальная конструкция; 3 - комплект астрономических приборов ATM; 4 - шлюзовая камера; 5 - отсек оборудования ракеты-носителя «Сатурн-5», конструктивно входящий в состав станции; 6 - блок станции. Рис. 8. Схематическое изображение блока станции: 1 -люк из шлюзовой камеры; 2 - холодильники, морозильники и неохлаждаемые контейнеры для пищевых продуктов в лабораторном отсеке; 3 - вентилятор на помещении для личной гигиены; 4 - консоль для крепления панели с солнечными элементами; 5 - помещение для сна в бытовом отсеке; 6 - помещение для личной гигиены; 7 - помещение для проведения досуга, приготовления и приема пищи; 8 - шлюз для сбрасывания отходов; 9 - решетка, задерживающая твердые отходы; 10 - вакуумированная емкость для сбора отходов; 11 - радиатор; 12 - помещение для тренировок и проведения экспериментов; 13 - баки с водой; 14 - хранилища; 15 - воздухопровод; 16 - хранилища для пленки; 17 -шлюз для выноса в открытый космос научной аппаратуры; 18 - баллоны со сжатым азотом для двигателей системы ориентации TAGS. |
Развесовка элементов конструкции станции "Скайлеб"
Элемент | Длина, м | Диаметр, м | Объем, м3 | Масса*, т |
Причальная конструкция | 5,2 | 3,0 | 30 |
6,3т |
Астрокомплект АТМ | 4,5 | 3,4 |
*5,05т |
|
Шлюзовая камера | 5,2 | 3,2 | 17 |
22,2т |
Отсек оборудования | 0,9 | 6,6 |
2,05т |
|
Орбитальный блок | 14,6 | 6,6 | 275 |
35,4т |
* - согласно данных (4)
Итак, все это барахло в сумме тянет на 71т всего-навсего. А по данным (4) должна быть 77т. Уже нестыковка.
Есть версия насчет нестыковки: согласно данных (3) масса астрокомплекта АТМ указана в два раза больше, чем в источнике (4) ≈11,8т вместо 5,05т. (Или на ровном месте ~6,7т приписали)
Или взять неведомую "шлюзовую" камеру весом 22т - это больше советской станции «Салют»! Смотрите - средняя плотность пространства камеры 22/17≈1,3т/м3 Но ведь внутри нет ни топлива, ни чего-то тяжелого. Такое впечатление, что отсек заполнен даже не водой, а песком... А ведь советская станция «Салют» была в три раза длиннее - 15м; и шире в диаметре – 4,15м. Из чего же они делали эту камеру - из свинца!? А ведь средняя отсековая плотность космических аппаратов находится в пределах 0,25..0,35т/м3.
Скажу больше – даже средняя плотность спускаемых аппаратов гораздо меньше 1т/м3. Пример тому капсула Apollo. Капсула имеет форму конуса высотой 3,45м и диаметром 3,9м. Его объем ≈13,7м3 при массе ~5,6т имеем плотность ≈0,4т/м3. А ведь спускаемый аппарат наиболее плотный, наиболее тяжелый и прочный элемент среди космических аппаратов.
Значит шлюзовой отсек станции «Скайлэб» при объеме 17м3 должен весить вчетверо меньше ~5..6т. (Значит еще приписали ~16т)
Можно отдельно поговорить про "бронированный" головной обтекатель весом ~12т. И это при том, что он даже не защищает всю станцию, а лишь часть макушки! Скажем, согласно (5) штатный обтекатель ракеты Дельта-2 (диметр=2,9м; высота=8,48м) весит всего 839кг. А вот обтекатель ракеты Атлас-2 (диметр=4,2м; высота=12,2м) весит аж ~2т. Самый тяжелый американский обтекатель ракеты Титан-4 при диаметре 5,1м и высоте 26,6м (пять диаметров в длине!) весит лишь ~6,1т.
В источнике (4) на стр.81 дано фото обтекателя станции «Скайлэб». Известно, что он одного диаметра (~6,6м) с третьей ступенью ракеты Сатурн-5, из бака которой сама станция собственно и была переделана. В длину визуально обтекатель станции чуть меньше ~2,5 диаметра, т.е. около ~15м. В силу того, что площадь поверхности цилиндра линейно зависит как от диаметра, так и от высоты, можно грубо прикинуть, что при равной высоте ГО станции «Скайлэб» должен быть в 6,6/5,1 раз тяжелее обтекателя ракеты Титан-4; но будучи короче - он будет легче:
Мго≈6,1т * (6,6/5,1)*(15/26,6)≈ 4,5т – вот столько должен весить обтекатель станции «Скайлэб» (приписано ~7,2т)
Итак, сумма приписок весов частей станции «Скайлэб» и полезной нагрузки уже составила 6,7+16+7,2≈30т. Сюда же добавим вещи, которые существуют только в виртуальной реальности, и существование которых проверить невозможно – это сверхплановые остатки 8т топлива и полумифический переходник первой ступени (~5т) который якобы тянули в космос. Значит всего 30+8+5=43т. Остается чистых 100-43 ≈ 57т.
Резюме: возможности Сатурн-5 по полезной нагрузке на орбите (427х439х50º) не превышали ~60т.
Но
это все пустяки. Смешно
другое – книга рекордов Гиннеса этот
рекорд весом 147т. не признает, и считает
самым тяжелым грузом на орбите ИСЗ в
истории человечества комплекс ступень №3 -
Аполлон-15 весом 140т. Зная тягу американцев
фиксировать все свои подвиги и рекорды,
ситуация вполне комичная. Так что что-то не
срослось в цифрах у поклонников НАСА.
Зато Советский ежегодник БСЭ (3) за 1974г. поместил такую информацию: "Запуск станции «Скайлэб». Станция «Скайлэб» (без космонавтов) была запущена двухступенчатой ракетой-носителем «Сатурн-5» 14 мая 1973 г. и выведена на орбиту с высотой перигея 434 км, высотой апогея 437 км и наклонением 50°. Период обращения 93,2 мин. Масса объекта, выведенного на орбиту (станция и вторая ступень ракеты-носителя с остатками топлива), 112 т."
Ну вот мы с вами и ответили - объект на орбите на 147-112=35 тонн меньше, чем объявляли в НАСА. Если отсюда вычесть массу второй ступени с поддоном ≈47т то остается всего 112-47=65т. Если же НАСА будет упорствовать насчет избыточных остатков топлива (8т) и юбки первой ступени (5т), то на станцию вообще остается каких-то жалких ~52т.
А
теперь внимание! Рассказываю про «ЛОХОТРОН».
Мы честные люди. Мы хотим вывести только станцию, которая (пускай) весит 74,7т (вес по факту НАСА), а всякий хлам нам не нужен. У нас известно Мт1=2080,0т; Мк1=170,2т+11,7т=181,9т (обтекатель весом 11,7т мы будем сбрасывать примерно на высоте 80км, вскоре после отделения первой ступени); Мт2=438,3т; Мк2=46,6т; I1=2982м/с; I2=4168м/с.
Вопрос – если уменьшить полезную нагрузку до реального табличного веса "Скайлеб", то насколько нужно уменьшить отдельный импульс второй ступени I2, чтобы конечный результат остался тем же: ~9700±50 м/сек. Интеграл потерь и прибавку вращения Земли мы оставим без изменений.
Обобщим сказанное – мы хотим запустить спутник весом 74,7т. Орбита та же - 450км ×50º . Мы ищем удельный импульс второй ступени. Несложно показать, что этому условию удовлетворяет значение I2≈3740м/с.
Проверим:
Мо=2080+181,9+438,3+46,6+74,7=2821,5т; тогда Z1=2821,5/(2821,5-2080) и V1=ln(Z1)*2982 ≈3985м/с
Мо2=438,3+46,6+74,7=559,6т; тогда Z2=559,6/(559,6-438,3) и V1=ln(Z2)*3740 ≈5718м/с
Итого: 3985+5718 = 9703м/с
А
теперь медленно выдохните воздух и оцените
смысл результата – вторая ступень РН
Сатурн-5 была
явно не водородная! I=3740м/с (I≈380сек) как-то плохо
вяжется с водородом. Скажем, такие
характеристики можно теоретически получить на смеси
кислород-гидразин. Таков
итог нашего оценочного расчета.
Я
предчувствую, что сейчас в меня полетят
тухлые яйца, гнилые помидоры, камни и пустые
пивные бутылки. Еще бы! Поднял руку на
святое, на то, что ценим мы и любим, чем
гордится коллектив. Я заранее предвижу
вопросы: а как же огромные водородные баки?
А как же геометрия, размеры, формы и т.д.?
Отвечаю: а кто Вам мешает налить в водородный бак на дно немного керосина(!), согласно соотношений компонентов. Это наоборот нельзя, а так можно. Какие проблемы? Я не знаю как это делали американцы, но ничего сложного тут нет. Вот вам пример: в СССР блоки первой ступени ракеты Н-1 доделывали на ходу, доделывали новые отверстия для шести центральных, не предусмотренных прежним проектом, дополнительных двигателей НК-15.
Скажем больше – при
соотношении кислорода и водорода как 5,5:1 из
438 тонн должно быть кислорода где-то ~370
тонны и водорода ~68т. Типичное соотношение кислород –
керосин у американцев 2,27:1. Это значит, что в
полупустом водородном баке будет
плескаться керосина ~163т.
Давайте учтем увеличение массы за счет большей плотности керосина до ~533т. А заодно отнимем из остаточной массы первой ступени вес головного обтекателя - будем тащить его на орбиту. Подобные шаги позволят нам для полной полезной нагрузки весом около 75т еще уменьшить удельный импульс второй ступени до I≈3530м/с или I≈360сек (верхняя оценка).
Если же мы реально подойдем к оценке массы Скайлеб, и откинем приписанные тонны, то для полной полезной нагрузки весом 57...60т для отправки на орбиту 450км ×50º достаточно иметь удельный импульс второй ступени всего I≈3240м/с или I≈330сек (нижняя оценка).
Я надеюсь у читателя не возникнет вопросов - а как сделать керосиновый ЖРД на сто тонн тяги при удельном импульсе I=330сек? Самый простой вариант - берем керосиновый ЖРД Н-1 от Сатурн-1Б. По тяге он подходит, но он работает в составе 1-й ступени, поэтому имеет короткое сопло и всего I=296сек. Сделаем высотную сопловую насадку. При хорошей степени расширения легко накинем УИ до нужных I=330сек. Какие препятствия?
На схеме слева:
вторая "водородная" ступень S-II
А был ли мальчик? |
Еще раз смысл наших выводов:
для того, чтобы запустить реальный Скайлеб весом около 60т на орбиту (427х439х50º) достаточно иметь ЖРД второй ступени на УВГ-топливе с удельным импульсом всего I≈330сек. Это значит, что для запуска станции "Скайлеб" совсем не обязательно было иметь "водородные" технологии. Керосина, как видите, вполне достаточно...
Кстати, есть забавное фото прожига ЖРД J-2 на стенде. Его ярко желто-оранжевое пламя столь не похоже на бледно-голубоватое свечение настоящих водородников Шаттла типа ЖРД SSME, что моим смущениям нет числа. Между прочим - абляционное охлаждение там на J-2 официально не применялось, так что причин для подкрашивания пламени какой-нибудь сажей быть не должно. Чистый водород!
|
А пламя-то явно не водородное. Больше похоже на керосин или солярку... |
Такая
вот получилась история. Смысл всех этих нудных выводов, если они верны, состоит
в том, что скорее всего НИКАКИХ технических средств для доставки корабля массой
44-46 тонн к Луне у США не было на то время. В лучшем случае речь могла идти
только об облетной программе.
Господа
и товарищи! Перед вами разыграли простейший «лохотрон»
с «куклой». Три
наперстка… Один классик как-то сказал: «Можно
какое-то время морочить голову какому-то
количеству людей, но нельзя все время
морочить голову всем…»
P.S.
Мой постоянный критик и оппонент Владислав Пустынский из Таллинна так прокомментировал мои разоблачения (из разных цитат):
"...Им что, трудно было придумать менее абсурдную и более правдоподобную развесовку? Они что, не сумели придумать что-то, вызывающее большее доверие? Это ведь совсем непонятно: суметь обмануть весь мир - и напортачить с какой-то дурацкой развесовкой орбитальной станции. Зачем-то сочинить глупость с выводом обтекателя на орбиту. Они что, идиота посадили эту развесовку сочинять, а начальника-контролёра над ним не поставили? Непонятно.
...Хотя всё абсурдно до очевидности. Как так получилось?
...Времени на сочинительство у них были годы, бюджет - 2,6 миллиарда (бюджет "Скайлэба"), уж за эти годы и эти деньги без проблем можно было придумать что-то правдоподобное.
...Получается, что насовцы сделали могучую теорию, обманули и до сих пор успешно обманывают весь мир, но прокололись в совершеннейшей глупости, причём несколько раз, причём в такой, где проколоться можно было только специально: ведь не будешь же ты уверять, что насовцы не знали, когда полагается головной обтекатель сбрасывать?"
Ну что ж, г-н Пустынский абсолютно правильно ставит вопрос. Действительно, а почему? На это можно дать как минимум три ответа:
Не придумали ничего лучше.
Им казалось, что такая версия вполне релевантная.
Они
все же надеялись, что водородный J-2
доведут до ума, и все цифры считали исходя
из «правильной» версии Сатурн-5. Так как
надежды не оправдались, пришлось
подгонять под возможности эрзац-Сатурн-5
Как это ни смешно, но эти три ответа хронически преследуют всю американскую лунную программу вот уже более 35 лет. По существу это и есть те самые три пальца, комбинацию из которых нам ловко всучили в 1969 году, и пока от нее НАСА отказаться не готова.
Аркадий Велюров
(2) Использованы иллюстрации НАСА http://history.nasa.gov/ и работы В.И. Левантовского «Механика космического полета» гл.12
(4) «Орбитальная станция Скайлеб» Л.Белью Э.Стулингер, пер. с англ. М. Машиностроение 1977
(5) «Авиационно-космические системы США» Шумилин А.А., Москва «Вече» 2005г.